У Telegram 200 млн активных пользователей в месяц, 15 млн из них — россияне. Очевидно, что бизнес не должен игнорировать Telegram для связи с клиентами. Как работать с Telegram и чем он может быть реально полезен бизнесу? Что уникального в Telegram-ботах и как с ними работать?
На волне тренда ботов на каждом углу при их упоминании мы наблюдали реакцию: «Да! Нам обязательно нужен бот! Хотим! Только мы не знаем зачем… и что он вообще умеет?… Но всё равно очень хотим!» После этого разворачивали дискуссию на тему: «Чем бот может помочь бизнесу и нужен ли он вообще?» И так раз за разом. В общем, если вы пока ещё не разобрались, что к чему, давайте разбираться.
«Бот Telegram — это аккаунт Telegram, управляемый программным обеспечением, иногда имеет функции искусственного интеллекта. Боты могут учить, играть, использовать поиск, напоминать, интегрироваться с другими службами или даже передавать команды другим сервисам», — источник.
Когда мы говорим о применении ботов в бизнесе, то почти всегда речь об улучшении уровня сервиса компании.
Боты могут совмещать совершенно различные функции. Документация Telegram гласит, что бот может делать «Всё, что вам захочется. Бота можно запрограммировать для чего угодно. Разве что посуду они помыть не смогут». И всё-таки, что они могут?
Для клиента всё выглядит просто: он пишет компании, а специальный бот ему отвечает. А вот отвечать бот может по-разному.
а) На другом конце может быть оператор или группа операторов, которые обрабатывают входящие заявки. Это довольно простой способ и легко интегрируемый с CRM.
б) На другом конце может быть самообучаемый искусственный интеллект, или не столь сложный обработчик семантики, который наподобие раздела FAQ отвечает на основные вопросы. Если ответа на вопрос нет — происходит подключение живого оператора, который читает чат переписки с ботом и уже решает вопросы. Подобное решение реализовано у онлайн-консультанта одного из операторов связи. Внедрение этого решения позволило снизить стоимость контакта на 58%, увеличив пропускную способность (по данным LiveTex).
В этом случае боты могут выполнять функции напоминателей. Например, о визите к врачу, о доставке, о заказе воды в офис, о продлении страховки. А ещё сообщают о персональных скидках и предложениях.
Тут важно понимать, что у бизнеса должна быть система со всей информацией о клиентах, чтобы делать подобные напоминания, — лишь в этом случае это будет эффективно.
Сервисы заказа такси, сервисы погоды, сервисы-напоминатели, сервисы отзывов, сервисы с каталогом заведений — могут предоставлять функции в рамках Telegram-бота.
Aviasales. Сочетание бота и веб-сервиса
Aviasales. Сочетание бота и веб-сервиса
Aviasales. Сочетание бота и веб-сервиса
Крупные компании пользуются такими возможностями, так как технически всё просто реализовать, осталось только сделать оболочку для бота, который будет обращаться к уже имеющейся базе данных за информацией.
Пользователи могут передавать Telegram-боту и свои текущие координаты, чтобы узнать, какие интересные заведения есть поблизости. В случае сервисов-отзывов, типа Flamp.ru или Yell.ru, можно писать отзывы о заведениях через Telegram-бота.
Сфера применения таких ботов широчайшая: всё с API может быть представлено в виде бота. Например, API имеет и Почта России, и через бота можно следить за отправлениями.
Официальный бот Почты России
Официальный бот Почты России
Мы недавно настраивали новую возможность для Telegram-канала. Требовалось, чтобы в канал попадали публикации от обычных пользователей, но с предварительной модерацией. Для решения задачи мы придумали следующую схему. Бот № 1 принимает сообщения от пользователей и отправляет их админу. Админ изучает сообщение и нажатием одной из кнопок решает — публиковать или нет. В случае положительного ответа, бот № 1 отправляет команду боту № 2, который как раз сидит в Telegram-канале и при поступлении команды от бота № 1 публикует новость в канал.
Подобным образом могут функционировать и другие боты, помогающие в ведении и развитии Telegram-канала.